?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
История советских лодочных моторов. Старт 50л.с. History. Start- First Soviet boat engine 50 h.p.
mravil
страницы неизвестной истории.
у нас в семье раньше была моторка. собственно моторки были в каждом доме на нашей улицу и мне казалось что моторки были в каждой советской семье. по крайней мере в казани. в выходные трафик под кировским мостом был почти как на горьковском шоссе ).
ессно я на ней гонял. а это была казанка 2м сначала с двумя вихрями 20 и 25 сил , а потом с двумя Нептунами 23.
катались на водных лыжах, и даже на одной! путешествовал - ходили в ноябрьские до горького -ныне нижний новгород, пару раз до тольятти, до набережных челнов, ульяновск и чебоксары не в счет.
И даже сплавились на моторе ессно с вятских полян по вятке, каме волге до казани.
Боролись за скорость - кто быстрее -полировал винты и т.д.
Ессно как только видел быструю лодку сразу прикидывались кто кого).
и помню как возле кировского моста меня легко догнала другая казанка 2м, чего не случалось ранее - про полировку винта и правильный дифферент тогда немногие слышали).
когда мы сблизились я увидел что у него всего один подвесной мотор с большим капотом.
Это был новый секретный - в ссср все было скретно)) , 700 кубовый Старт. хорошо помню как ходили разговоры о новом сверхмощном по тем временам моторе Старт 50л.с. который разрабатывали и испытывали на 16-м заводе- ныне КМПО.
Когда они пересекли кильватерную волну внезапно раздался вой двигателя, словно они сорвали шпонку. и их двигатель срывается с транца, описывает полукруг и падает на привязи в воду. вой затыкается. по моему мы подъехали и спросили не утопили ли мотор. ответили что нет, - я подумал он был у них застрахован тросом. предложили помощь - отказались - сказали другие заводские испытатели сейчас подъедут и отбуксируют.
Тон был не очень дружелюбный . Нет так нет, мы помчались дальше на волгу кататься.
И вот на прошлой неделе разговорился на пляже с рыбаком в возрасте - зовут Виктор, и слово за слово выясняется что он был в той лодке испытателем! и это они гонялись со мной и запомнили казанку 2 со спаркой- спаренными подвесными двигателями.
Оказалось что мотор у них не был застрахован тросом , и не утонул только потому что оборвав тросы рулевого управления, ДУ газом и реверсом от Москвы25, а они ох какие толстые были, провода системы электропитания. Мотор повис на проводах... стартера!
Я тогда думал что они просто плохо закрепили двигатель на транце , а только теперь узнал в чем было. Оказалось у Казанки 2м как и у 5ой из-за специфических мореходных обводов есть очень подлое свойство- на больших скоростях при сходе с волны форштевень цепляет воду и при неумелом пилотировании может создать момент легко переворачивающий лодку. За рулем сидел неопытный рулевой, а Виктор как раз был сзади - измерял обороты двигателя. они не перевернулись только потому что у них вместо переворота спрыгнул мотор.
Много позже почти также - на полном газу я дал подержать штурвал другу, а сам пошел назад - это оптимальная центровка для достижения максимальной скорости , мы перевернулись. Утопили только инструмент- мыли лодку от водорослей и все остальное выгрузили на пляже острова. Я тогда списал все на недостаток опыта друга. Сам пилотировал лодку на полном газу всегда очень аккуратно.
В общем Старт испытывали испытывали и вдруг все про него затихло. Ходили слухи что не пошел. и что запретили моторы мощнее 30л.с - как раз пошла борьба за экологию.
И только теперь узнал что все оказалось до банального просто. Из-за ввода войск в Афганистан США наложили санкции и отказались поставлять турбины для газоперекачивающих станций строящегося газопровода Уренгой- Помары-Ужгород.
Соответственно заводу была поставлена задача за 2 года сделать замену. Завод выпонил заказ за год. Естественно площадей и людей под товары народного потребления , а моторы шли как ТНП, уже не оставалось. Вот так мы остались без советского мотора повышенной мощности.(
Всего моторов Старт было выпущено штук 50-70 и один сразу подарили Табееву- тогдашний первый секретар обкома кпсс ТАССР. в Москву тоже.
К слову в Америке тогда фирмы Меркури и Эвинруд уже выпускали моторы 140 и 115л.с. Мы читали журнал Катера и яхты и тихо завидовали...
До сих пор храню все журналы КиЯ какие смог купить.
Кстати тогда сильно удивлялся кто читает всю эту муру в КиЯ про паруса, сам читал все только про катера и моторы ))
З.Ы.
Заодно узнал что с первым допуском секретности был бы невыездной за границу 20 лет. Хорошо что у меня была только 3я группа. Тянули на вторую. но как чувствовал - упирался. Пронесло... Иначе фиг бы я до Огненной Земли и пролива Дрейка доехал).

  • 1
а о чем была работа такая секретная-то что даже третья группа? )

все кто попадал на п\я получали 3ю автоматом. радиоприбор

  • 1